Считается, что оборудовать парную можно из чего угодно, ярким примером народного принципа может послужить бытовка – баня. Простые и одновременно легкие в сборке парильно-помывочные отделения обычно делают из строительных вагончиков и передвижных времянок. Уровень комфорта, конечно, ниже, баня вагон — результат переделки, а не целенаправленного проектирования, но париться в ней можно с неменьшим удовольствием.
Чем отличается бытовка от стационарной баньки
Идея соорудить парную на основе готового металлического бокса существует достаточно давно. Делают их из бытовок, железнодорожных и морских контейнеров, старых автомобильных будок, списанных прицепов рефрижераторов. Сделать баню из вагончика своими руками не сложнее, чем из других видов передвижных конструкций.
Бытовка или вагончик, кто как называет небольшую конструкцию на колесном прицепе, строительном лафете, представляет собой изготовленное промышленным способом помещение со следующими характеристиками:
- Коробка бытовки изготавливается на металлическом каркасе из алюминиевого или стального оцинкованного листа;
- Стены вагончика представляют собой сэндвич панель с утеплителем на основе пенопласта или минеральной ваты. Пол бытовки усилен стальным профилем, обработан мастичной гидроизоляцией и дополнительно утеплен вторым слоем пенопласта;
- Размеры будущей бани вагончика в основании конструкции – 2,3х6 м, 2,45х5,8 м, 2,8х6 м или 3х6 м. Высота потолков 220 — 230 см, в зависимости от толщины напольного покрытия из досок.
К сведению! Пол в бытовке, в зависимости от модели вагончика, может изготавливаться из соснового бруса, такие конструкции не ставят на колеса, а для перемещения используют грузовые автомобили и краны.
Чаще всего бытовки из вагончика имеют вход с широкой стороны коробки. Двери могут располагаться по центру вагончика с разделением на два помещения. В автомобильном исполнении вход делают с откидной лестницей. Это так называемый вагончик-спальник.
Для утепленных версий бытовок входные двери могут быть смещены или выполняться с торца бокса.
Баня из металлического вагончика получается не хуже, чем построенная из пенобетона или бруса, но само помещение после укладки дополнительного утепления и облицовки стен внутри бытовки получается слегка тесноватым, особенно в парилке.
По отзывам хозяев, места для одного – двух человек хватает с избытком, компании из трех человек париться в бане придется по очереди. Для большего коллектива лучше сразу строить баню из двух бытовок. Разницы особой нет, принципиально схема такая же, как и у одинарного варианта. Предварительно у каждого вагончика обрезается одна из боковых стен, два бокса стыкуются, после чего изготавливается обшивка наружных стен из бруса всей бани — бытовки.
На что обратить внимание
На первый взгляд, построить баню из строительного вагончика своими руками можно за пару дней. Жесткий каркас бытовки не требует дополнительных мероприятий по усилению стен и пола. Помещение вагончика уже утеплено при изготовлении коробки.
В теории потребуется сделать своими руками для бани из бытовки лишь небольшое дооборудование:
- Уложить электропроводку для подключения систем освещения и вентиляции, отопления, если в парилке бани будет использоваться электрическая каменка вместо дровяной печи;
- Подвести воду, сделать слив для душевой и парной, подключить коммуникации к септику или канализации;
- Выполнить отделку и установить печку.
Важно! На практике все оказывается сложнее. Перед тем как сделать баню из железного вагончика, потребуется решить проблему обустройства паро и теплоизоляции.
Проблема в том, что стальные или алюминиевые стены вагончика, равно как и современные сэндвич-панели на основе бакелитовой фанеры, абсолютно не пропускают водяные пары. Задача даже не в том, как сделать баню из бытовки, важно обеспечить максимальный комфорт и долговечность постройки.
В подобной ситуации приходится выбирать – либо построить баню из строительного вагончика с металлическими стенками, долговечную и надежную, способную простоять 20 лет посреди болота, но при этом ломать голову и искать оптимальный вариант утепления. Либо искать готовую бытовку, собранную из бруса. В этом случае постройка и утепление бани ничем не отличается от схемы обустройства обычной каркасной парилки.
Вывод
Баня своими руками из вагончика – интересная возможность использования подсобных сооружений. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Считается, что оборудовать парную можно из чего угодно, ярким примером народного принципа может послужить бытовка – баня. Простые и одновременно легкие в сборке парильно-помывочные отделения обычно делают из строительных вагончиков и передвижных времянок. Уровень комфорта, конечно, ниже, баня вагон — результат переделки, а не целенаправленного проектирования, но париться в ней можно с неменьшим удовольствием.
Как переделать бытовку в баню
Прежде всего, два слова о цене. Добротные деревянные бытовки, которыми в настоящее время завален рынок строительного оборудования, стоят около 1100-1200 долл., без фундамента и доставки. Лучший вариант для постройки деревянной бани из бытовки своими руками, фото, найти будет сложно.
Конструкция вагончика, наличие прочного каркаса из бруса 150 мм позволяет без особых проблем перевезти двухтонную «заготовку» для бани в любое доступное для грузового автомобиля место.
Рекомендации по планированию
Бытовка является второстепенным подсобным помещением, однако не стоит относиться к процессу ее возведения и обустройства слишком уж легкомысленно.
Для начала подготовьте чертеж. Можете сделать его самостоятельно или найти готовый вариант в доступных источниках. Чертеж позволит вам представить, как готовая постройка будет вписываться в окружающий ландшафт, а также рассчитать необходимое количество строительных материалов.
Размеры сооружения и его планировку подбирайте на свое усмотрение. Как правило, конструкции промышленного производства, предназначенные для проживания, имеют длину порядка 5-6 м, высоту около 2,5 м и аналогичную ширину. В остальном же в отношении габаритов домика и его планировки ориентируйтесь на свои потребности и предпочтения.
Характеристики бытовки под обустройство бани
Конструктивно вагончик мало отличается от бани каркасного типа, в постройке есть все необходимое для организации помывочного процесса:
- Помещение под парилку и предбанник, общая площадь парильно–помывочного отделения составляет не менее 12 м2;
- Встроен душ с электрическим бойлером, построена система водосбора грязной воды, установлен бойлер на 120 л;
- Корпус будущей бани утеплен панелями из минерального волокна, уложена двухсторонняя пароизоляция. Стены бытовки облицованы осиновой вагонкой толщиной 12 мм.
Размеры коробки 2,3х5,8 м. Строительство бани бытовки из бруса аналогичного размера и устройства, «с нуля», своими руками, обойдется в примерно в 2,5 раз дороже, чем переоборудование из готовой коробки.
Из двух вагончиков уже можно построить настоящий банный комплекс, при этом часть помещений может быть отведена под полноценную комнату отдыха, а второй туалет переоборудован под хранение дров.
Интерьер вагона внутри
Обычно банное отделение вагона заключает в себе четыре отсека:
- Тамбурный коридор занимает пространство до двери другой комнаты.
- Парильное отделение.
- Душ в предбаннике.
- Отделение, где раздеваются.
Место для одежды никогда не отапливается с целью экономии. Чтобы вода нагревалась, требуется поставить в вагоне бочку для накопления воды, которую греют от печи, или подключить электрический бойлер. Обустройство бани зависит от предпочтений владельца и его финансового кошелька.
Фундамент под установку бытовочной бани
Особое внимание необходимо уделить обустройству фундаментной системы под монтаж деревянной бытовки. Собственной конструктивной прочности каркаса хватает, чтобы поднимать коробку краном и перевозить постройку без каких-либо дополнительных распорок усиления. Поэтому баню можно ставить практически на любом грунте. Предварительно в грунт закапывают канализационную трубу в 50 мм. Вход в трубу оставляют над поверхностью, после подключения сливного гофра с бани узел нужно будет закрыть и утеплить пенополистиролом.
Оптимальным вариантом считается установка на бетонной плите или столбчатом фундаменте. Нужно будет лишь сделать ливневку, выровнять и утрамбовать грунт в пределах габаритов будущей бани.
Для столбчатого фундамента, возможно, потребуется выполнить отсыпку площадки смесью песка и мелкого гравия.
Что нужно переоборудовать в бытовке
Единственным недостатком приведенной конструкции остается неудобное расположение туалета. Для обычного помещения разделение на жилую и санитарную зоны только приветствуется. В случае бани открытую мини — террасу на входе в помещение рекомендуется зашить вагонкой и установить входные двери из стеклопакета.
Кроме того, потребуется дополнительно установить перегородку, отделяющую помещение парилки от общей комнаты бытовки. Для внутренних стен бани обычно используют «Термоплиту» толщиной 100 мм, на потолок и пол под пароизоляцию дополнительно укладывают рулоны по 50 мм толщиной.
Печь в бане-бытовке устанавливается по общим правилам, принятым для деревянных парилок. Дымоходную трубу выводят через боковую стену на высоте не менее двух метров от пола и 35 см от свеса крыши.
О печи
Зачастую в банях, выстроенных собственноручно, сооружают печи-камины. Они хороши тем, что камни, которые кладутся на них сверху, будут отлично аккумулировать тепло.
Баня-вагончик
Постарайтесь, чтобы печь располагалась вне парильной комнаты. Для установки печи соорудите кирпичный фундамент, обложите пространство вокруг него металлическими листами. Дымоход изолируйте негорючим материалом, к примеру, асбестом.
Как сделать баню из вагончика
Обычно идея бани из рабочей вахтовки приходит к хозяевам после окончания строительных работ на загородном участке. Списанный металлический бокс с утепленными стенами стоит очень дешево, а баня из него получается очень приличная.
Сделать баню из вагончика своими руками можно в двух вариантах. В первом случае коробка металлического бокса остается без изменений, она только утепляется и дооборудуется душевой кабиной и печкой каменкой.
Во втором случае все боковые стены металлического вагончика вырезаются, поверхность зашивается сайдингом или блок-хаусом. Тем самым для бани решается проблема борьбы с водяными парами и конденсатом, выпадающим на стальных стенах помещения.
Материалы для отделочных работ
Следующий шаг при оборудовании отделения — приобретение строительных материалов для отделочных работ, где важным моментом считается покупка достаточного количества гидроизоляционного товара, чтобы изолировать стены фундамента парильного отделения. Обычно для этих случаев применяется изоляционный слой, который способен качественно защитить помещение вагона как с внешней стороны, так и внутри контейнера от тепловых потерь и поступления влажности.
После окончания проведения отделки помещения нужно установить гидро- и термоизоляционный материал на наружных и внутренних стенах вагона. Оставлять грязь с мусором в помещении не рекомендуется, потому что она оказывает разрушительное действие на защитный материал. Следует выполнять строительство парной в соответствии с правилами, тогда баня прослужит много десятилетий.
Фундамент под вагончик
В отличие от деревянной бытовки, бани из вагончика можно строить прямо на грунте. Разумеется, на практике к таким вариантам не прибегают из–за чрезмерного переохлаждения пола. Оптимальной считается установка бани на ленточный малозаглубленный фундамент. Для суглинистых почв стальную коробку нередко укладывают на столбчатые опоры.
Конструкция вагончика спроектирована таким образом, что основная нагрузка приходится на две балки, уложенные в основание пола на всю длину корпуса. Поэтому для надежной фиксации достаточно будет установить корпус на два ряда бетонных блоков.
Такое решение позволит утеплить пространство под вагончиком с помощью засыпки или заделки цоколя красным кирпичом. Одновременно улучшается внешний вид бани и уменьшается риск коррозии металла.
Укладка утеплителя в металлической коробке вагончика
Схема утепления выбирается, исходя из конструкции боковых стен. Если коробка сделана из профилированного листа, то для укладки утеплителя будет достаточно вскрыть внутреннюю облицовку и поверх плит из минерального волокна уложить последовательно дополнительный слой «Теплоизола». После чего поверхность плит закрывается пергамином и оббивается по обрешетке вагонкой. Для внутренней отделки бани из вагончика используются ольха или липа.
На стены вагончика в пределах расположения парилки на минеральный утеплитель на имеющуюся обрешетку набиваются дополнительные рейки, укладывается фольгированный пенополиэтилен, и лишь потом набивается отделка.
На пол обычно укладывают листовой пенополистирол, пеноплекс или пенопласт, заливают утеплитель мастичной гидроизоляцией, укладывают армирующую сетку и выполняют цементную стяжку. Поверх укладывается обычная керамическая плитка, которая в условиях бани оказывается намного практичнее, чем дерево.
Второй вариант утепления вагончика
Для изготовления металлических боксов старой конструкции обычно использовали непрофилированные, гладкие листы из алюминия, оцинковки или пластика. В этом случае утепление бани необходимо выполнять с вентиляционным зазором. На стены внутри бани нашивается оцинкованный профиль.
Далее набивается решетка из деревянных планок, лиственницы или осины, таким образом, получается воздушный зазор, через который водяные пары будут удаляться из помещения парилки и бани. Остальная часть утепления монтируется аналогично предыдущему варианту. На крышу нужно обязательно вывести вентиляционный канал из зазора между стенами.